С раннего утра у серовской мечети было многолюдно. Люди улыбались, обнимали друг друга, разговаривали. Всюду слышалась татарская речь, в которой, впрочем, едва не треть слов были русскими. Так что то, о чем говорили пришедшие сюда, было понятно не мусульманам: большой праздник на дворе, будем отмечать!
Неподалеку тихонько блеяли барашки, красавец-козел, привязанный к столбику, то и дело гордо вскидывал голову.
Так начинался в Серове Курбан-байрам – праздник, который отмечается через 70 дней после празднования Ураза-байрама ( в этом году он был 19 августа) и на 10 день 12-го месяца (Зуль-хиджа) по исламскому календарю.
Это праздник окончания хаджа (паломничества), связанного с посещением святой Мекки и ее окрестностей.
В первый день праздника, 25 октября, мусульмане города, соблюдающие все правила ислама, первым делом, проснувшись, совершили полное омовение тела. Затем надели новую опрятную одежду и отправились на утренний намаз (молитву). Он проходил в мечети с 8 до 10 часов утра.
Имам-хатыб Серовской соборной мечети Ильнур Мансуров произнес проповедь (хутбу). Верующие во время проповеди прославляли Аллаха, громко произнося такбир (слова славы) и вознося руки к небу.
Потом прихожане совершили семикратный обход вокруг мечети и начали обряд жертвоприношения.
В жертву в честь праздника приносят баранов, коров, верблюдов. Им должно быть не меньше 7 месяцев. У нас чаще всего это овечки и козлики. Сегодня «жертвенными» стали аж 24 барана. «Такого богатого приношения не было давно!» — говорили довольные участники празднования.
Традициям Курбан-байрама уже много лет — их история прослеживается с 7 века . И в этот раз в Серове все прошло так, как и подобает исламским обычаям.
После жертвоприношения кто- то остался в мечети и сел за накрытые столы, кто-то умостился на коврах, расстеленных на полу. А кто-то пошел отмечать праздник к родне или друзьям.
Имам-хатыб Серовской соборной мечети Ильнур Мансуров, в праздничном одеянии, приветствовал прихожан. От него исходило чувство спокойствия и уверенности. Он говорит:
– Все верующие, у кого есть возможность, после праздничного намаза проводят жертвоприношение ради Аллаха. Полученное мясо делят на три части: первую оставляют себе, из второй готовят угощение, а третью отдают всем, кто нуждается в помощи. К нам приходят прихожане разного возраста. Смысл этого праздника в том, чтобы помочь тем, кто нуждается, обрадовать их. Мы не имеем права обидеть человека, нанести ему вред.
Имам пригласил нас в мечеть. Мы сняли обувь при входе, и вместе с другими присели за праздничный стол, за который нас приветливо пригласили. Нас радушно встретили люди в праздничных нарядах. В глаза бросились тюбетейки и нарядные хиджабы (платки, покрытие) на головах красивых улыбчивых женщин.
– Накануне праздника нам всегда не спится, не лежится. И сегодня с половины восьмого здесь, — говорит нам Зиляра Шакирова, руководитель центра татаро-башкирской культуры Серова. — У нас есть два человека, которые в этом году ездили в Мекку, где родился Аллах. Оттуда возвращаются с легкой душой, которая будто очистилась.
И надо же было так совпасть, но мимо нас в этот момент проходил дедушка Абдрашид, который ездил в Мекку, в 2008 году.
— У нас тут диаспоры большие – таджикская и узбекская. Мы все собираемся. Девочки помогают раздавать пищу, моют посуду, накрывают на стол. У меня такой полет души, она ликует, потому что такой у нас большой праздник. А люди к праздничному столу будут еще часов до двух идти, — улыбается Зиляра.
За столом с национальными блюдами мы поучились татарскому языку, поговорили с людьми о персидских поэтах, медиках, о нашем городе и о том, как нам, людям разных национальностей находить общий язык и жить в мире.
Секрет оказался прост — не важно какой ты национальности и какую религию ты исповедуешь, просто будь человеком.
Нас провели по мечети, показали мехраб – это ниша в здании где молятся.
Прихожане называют это место сердцем мечети. Туда встает имам и читает молитву. Мехраб располагают в той стороне мечети, которая ближе всего.
Одна из прихожанок, Маулия, поделилась своими мыслями о празднике. «Когда слушала молитву, думала о том, как жалко, что ее родители – папа Гадылша и мама Осия, не дожили до сегодняшнего дня, когда намаз проходит в теплой и светлой мечети, как сейчас. Они присутствовали, когда забивали первый колышек перед началом строительства этого здания, но до открытия не дожили.
Когда мы уходили, нам положили с собой огромную тарелку плова. Махмат, участник праздника, подарил приличный кусок свежего мяса. Очень добрый и теплый Курбан-байрам получился в этом году!
В субботу, 27 октября, в кинотеатре «Родина» будет проходить продолжение Курбан-байрама. Приглашаются все желающие. Будут песни, танцы, общение. Хорошее настроение гарантировано. Начало в 13 часов.
Где находится Мекка и почему барашка приносят в жертву
Мекка – город в западной Саудовской Аравии, центр паломничества для мусульман. Немусульманам въезд в нее запрещен.
Согласно Корану, Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха – принести в жертву единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, и тогда ангел Джабраил (Архангел Гавриил) дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана.
ФОТОГАЛЕРЕЯ Курбан-байрам 2012 в Серове ЗДЕСЬ: