Первый в этом году выход на воду ГИМСа состоялся в субботу, 19 апреля. Ранним утром выходного дня, когда весь город еще спит, выдвигаемся в поселок Черноярка, там отправная точка рейда.
– Один на воду я не выхожу, – рассказывает Петр Иванов, государственный инспектор ГИМС. – Либо с рыбинспектором, либо с охотинспектором.
В этот раз рейд пройдет совместно с Сергеем Николаевичем Кожемякиным, старшим инспектором рыбоохраны по Северному управленческому округу.
Едем медленно, так как сзади прицеп со служебным транспортом – лодкой «Мастер 410».
– Пойдем со скоростью 50-60 километров в час, – рассказывает по дороге Петр Анатольевич. – Пройти нужно километров 200.
В поселке Черноярка, в месте где некогда была пристань, спускаем лодку на воду. Несмотря на ранний час, вдоль берега уже выстроились рыбаки с удочками.
Первый нарушитель
Не проходит и пяти минут как отошли от берега, а на пути появляется первая лодка с рыбаком.
– Добрый утро, если оно для вас доброе, в чем я уже сильно сомневаюсь. Государственный инспектор ГИМС Иванов, – представляется Петр Анатольевич. – Ваша лодка является маломерным судном, она не подлежит регистрации, так как меньше 20 метров в длину и не имеет двигателя. Но в ней должны находиться три вещи: спасательный жилет, конец Александрова (средство для оказания помощи утопающим, представляет собой веревку от 15 метров в длину, поплавок с небольшим грузом – ред.) и аптечка.
Ничего из перечисленного в лодке у рыбака не оказалось.
– На первый раз я вас предупреждаю, если еще раз выйдете на воду без средств спасения, вы будете оштрафованы, – предупреждает нарушителя инспектор ГИМС.
Путь продолжен.
– Минимальный штраф – 100 рублей, самый большой – 2500 рублей, – рассказывает, перекрикивая шум мотора в 30 лошадиных сил, Петр Анатольевич. – Это штрафы для физических лиц.
К Ураю претензий нет
Первый населенный пункт на нашем пути – станция Урай. Дома на высоких сваях вдоль берега – вынужденная мера. Весной Сосьва выходит из берегов и заливает всю прибрежную зону. С высокого берега к воде ведут лесенки, на волнах покачиваются деревянные плотики – своеобразная пристань, у которой стоят в ряд лодки.
– К Ураю у меня претензий нет, – говорит Петр Анатольевич. – Отсюда у меня многие прошли обучение на права и лодки все зарегистрировали.
И действительно, на всех лодках бортовой номер. Рыбаки с улыбками спускаются к берегу. Узнаем, что клев сегодня плохой.
«Кладбище мостов»
Есть на реке Сосьве отрезок, который человеку несведущему покажется весьма странным. Находится он между станцией Урай и Чернояркой. Через каждые 50-100 метров попадаются здесь останки мостов.
Толстые, наполовину сгнившие, почерневшие от времени и покрывшего их ила, торчат из воды деревянные сваи. Ровными рядами выстроились от одного берега до другого. Дорог, ведущих к мостам, давно уже нет, на их месте высятся многолетние заросли ивняка да ольшевника.
Проходя этот участок, лодка то и дело цепляется днищем за скрытые водой деревянные конструкции. Но страшного в этом ничего нет – сильное течение и прибывающая вода делают свое дело.
Заканчивается этот отрезок пути у деревни Поспелково. Там последний остов моста. Рядом с ним красуется новая железо-бетонная конструкция.
– Этот мост постоянно топило, – рассказывает, указывая на деревянные сваи, Сергей Николаевич. – После очередного наводнения построили новый, уже бетонный.
«Иванов Иван Иванович»
Так же как и на дороге автомобильной, на воде попадаются уникумы, которые управляют своим транспортом в нетрезвом виде. Что их заставляет это делать – весенняя холодная погода или российский менталитет красочно описанный в ставшем легендарным фильме «Особенности национальной рыбалки» – непонятно. Но в рейде повстречали мы товарища, который мягко говоря «лыка не вязал».
Буквально в двух сотнях метрах вниз по течению от деревни Магино к берегу прибило резиновую лодку с мотором. Двигатель работает, борта судна бьются о ледяной берег, хозяин мерно посапывает на дне своего плавсредства.
На рыбаке спасательный жилет, на бортах лодки номера, что свидетельствует о его регистрации. ОТ человека несет перегаром.
Все попытки инспекторов разбудить молодого человека увенчались тем, что он представился: Иванов Иван Иванович. И продолжил досматривать сны.
– В данном случае я ничего не имею права с ним сделать, – поясняет ситуацию инспектор ГИМС, записав на всякий случай номера лодки. – Лодка прибита к берегу, хозяин лодкой не управляет, а спит в ней. Я уверен, что встречусь с ним на воде еще не раз.
Цена нарушения
Удивило большое количество заезжих рыбаков, в каждой второй встреченной лодке сидели представители то Лесного, то Нижнего Тагила.
Одного из них остановили прямо около свежеустановленной сети.
– Сеть не моя, – сразу открестился от запрещенной рыболовной снасти уроженец Лесного. – Признаю то, что не в спасательном жилете и без прав, но сеть не моя.
Неудивительно, что гражданин поспешил сам озвучить допущенные нарушения, но опровергая причастность к сетям, ведь ловля ими рыбы по закону запрещена и штраф за это нарушение не маленький.
– Доказать, что эта сеть принадлежит ему, я не могу, – поясняет Сергей Николаевич. – Мы должны были видеть, как он устанавливает сеть или перебирает ее проверяя наличие рыбы, и зафиксировать это на фото (фотокамеры, кстати, есть в наличии у обоих инспекторов – ред.). Только в этом случае мы сможем доказать, что это владелец запрещенной снасти.
Штрафа гость из Лесного не избежал. Нарушения обошлись ему в 500 рублей. Чуть позже выясняется, что из Лесного приехала целая компания. В канистре «отдыхают» несколько щук. Внимательно их изучив, рыбинспектор делает вывод, что пойманы они были законно.
– Сеть оставляет на рыбе шрамы, – пояснил Сергей Николаевич. – А эти щуки чистые.
Штрафы, которые рыбинспектор может выписать варьируются от двух до 500 тысяч рублей.
– Такой большой штраф я не выписывал еще никому, наказывают им юридические лица, – признается инспектор.
Обгоняя ветер
Дорога в один конец заняла почти 8 часов. После подсчетов запаса бензина, а его в общей сложности было 80 литров, принято решение выдвигаться в обратный путь. Нужно успеть вернуться засветло, ночью идти будет трудно. Делаем несколько остановок, чтобы снять ранее примеченные сети, одна неподалеку от Магино и две в Морозково.
– Подобные рейды теперь будут проходить раз в неделю, – рассказывает Петр Анатольевич и тут же добавляет, – будем выходить на воду, как только будут выделять бензин. Самое главное в этих рейдах профилактика, а не наказание, люди уже задумываются, нарушителей меньше становится.
Навстречу попадаются уже знакомые рыбаки. Улов небольшой, только единицам удалось выудить в этот день небольших щучек, остальные довольствовались чебаками.
Обратный ход сложнее, идем против течения. В районе Поспелково настигает небольшой дождь. Но ветер попутный. Идем быстро, обгоняя ветер.
Цифры рейда
– 70 литров бензина израсходованы.
– 2 протокола составлены инспектором рыбоохраны за нарушения правил рыболовства на общую сумму 4000 рублей.
– 3 протокола за нарушения правил судоходствасоставлены инспектором ГИМС на общую сумму 700 рублей.
– 4 сети изъяты, общая их длина около 120 метров.
– 120 километров прошли вниз по течению реки Сосьва и столько же обратно.
– 40-50 километров в час – средняя скорость движения по реке.
– 1 раз сели на мель.