– Вот видите дорогу. Видите гравий и шлак. Вот этот шлак, когда едут машины, поднимается до самых небес, выше крыши. Ни выйти, ни окна открыть, ни белье вывесить сушить – ничего. И так уже лет 10, – показывают жители частного сектора улицы Пржевальского.
На встречу с корреспондентом собрались многие жители. Они спешат рассказать о том, что нельзя и ягод в саду поесть, а вся ситуация длится уже больше 10 лет.
Вот по улице проезжает легковушка. Завидев толпу людей возле дома, машина заметно сбавляет скорость. Сразу за автомобилем вьется клубами пресловутая пыль.
– Это он еще тихо поехал. А когда пойдет фура… Там знак висит – движение грузовому транспорту запрещено. Никто этот знак не соблюдает. Фуры едут одна за одной. Мы остановили тут фуру, а он говорит: «А я по навигатору еду». Там открыли два магазина, бензоколонку, садик и прочее, – жители показывают в сторону дальней оконечности улицы Пржевальского, где она пересекается с улицей Ленина. – И сейчас все с поселка Энергетиков едут туда по этой дороге.
Проблема местных жителей понятна, да и не нова она. Люди бьются за чистый воздух с 1993 года. Сохранилась и первая «отписка», которую они получили 23 года назад. Желтый листок бумаги с машинописным текстом за подписью и.о. начальника Серовского ОВД майора милиции Р. Гафарова: «На ваше письмо об ограничении движения по ул. Пржевальского, сообщаем, что будут установлены запрещающие знаки 3.2 «Движение запрещено». Инспекторам ГАИ дано указание контролировать выполнение требования знаков водителями. (…) Знаки будут установлены в августе 1993 года».
Через два года – в августе 1995-го – глава администрации Н.Н. Харламенко письменно пообещал, что «при составлении плана работ асфальтирования городских дорог на 1996 год улица Пржевальского от улицы 4-й Пятилетки до улицы Визы будет учтена». Учтена-то учтена, но асфальтового покрытия от этого «учтена» на улице Пржевальского на обозначенном участке так и не появилось.
Крайний раз горожане со своей проблемой обращались к властям в июле 2012 года:
– Года три назад мы ходили к Бердниковой, она сказала, что дорогу будет контролировать ГАИ. Никакого ГАИ за три-четыре года здесь не было! Я ходил за хлебом на хлебокомбинат. Там ГАИ стояла. Я попросил их: «Мужики, встаньте на Пржевальского». В ответ – встанем… И все.
В то время, пока администрация занимается перепиской с населением, кто все-таки занимается дорогой – неизвестно.
– Раньше у нас дорога была в одну полосу. Теперь нам ее в две полосы сделали. Расширили – метр сюда, метр туда. Расширяют каждый раз, когда грейдер проходит. Помаленьку отхватывают, по 10-20 сантиметров. А грейдеры здесь каждую неделю проходят. Их магазины нанимают похоже, чтобы фуры лучше проходили, – сетуют жители.
В этот момент проезжает еще один автомобиль, на этот раз «Газель». Едет медленно, но пыль поднимается выше заборов и ворот. Нос мгновенно забивается ею, а через 5 минут и на зубах начинает поскрипывать…
Кстати
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора Елена Серегина пояснила, что подобные вопросы санитарным законодательством никак не регулируются и посоветовала обратиться в администрацию.
Соответствующий запрос был направлен в адрес главы администрации СГО Евгения Преина. К теме вернемся.