В Серове 11 апреля побывал и.о. руководителя Уральского следственного управления на транспорте Владимир Кулаков. Он провел личный прием граждан.
С вопросами к нему обратились родные пассажиров Ан-2, взлетевшего с аэродрома Серова 11 июня прошлого года и до сих пор не обнаруженного.
В четверг, 11 апреля, исполнилось 10 месяцев со дня пропажи самолета и 13 человек, которые, предположительно, были на его борту.
Также Владимир Владимирович ответил на вопросы корреспондента «Глобуса».
– Владимир Владимирович, отношение к происшествию с Ан-2 разное. В комментариях на сайтах встретишь и такое мнение: «пьяные гаишники угнали самолет покататься, нечего их искать – только деньги тратить…». В Серове так не думают. Людей волнует судьба пропавших земляков, потому что кому-то они родственники, кому-то друзья, одноклассники, товарищи по работе.
– Улетели обычные, нормальные, порядочные люди. Мы не можем на 100 процентов сказать, какова была цель полета, но информация о том, что там были какие-то непотребства – пьянка и так далее, не соответствует действительности. Люди перед вылетом вели себя спокойно, никаких «тайных» планов не строили – они просто решили полетать на самолете.
– То есть не по принуждению оказались в салоне?
– Версии угона, захвата отрабатывались. Абсолютно точно установлено, что никакого принуждения, никаких конфликтов не было. Приехавшие сами вышли из своих машин, прошли к самолету. Версия об угоне не подтверждается объективной информацией. Наоборот, все говорит о том, что приехавшие на аэродром люди просто хотели прокатиться и вернуться обратно, чтобы дальше ехать по своим делам. Ни бани, ни рыбалки, ничего такого не предполагалось. Мы восстановили день 11 июня для каждого из улетевших едва не поминутно – у нас есть подробный хронометраж.
– Но вот показания того же авиатехника – говорят, он менял их три раза. Доверяете вы им? Проверяли ли Сагндыка на полиграфе?
– Он допрошен. Показания проверялись. И информации, которая бы опровергала их, у нас не имеется, оснований не верить ему у нас нет. На полиграфе он не проверялся и оснований для этого нет. Принуждать людей к таким действиям мы не можем.
– Раздаются предложения еще раз допросить тех же самых свидетелей, кто уже был у следователей. Например, кто видел, как улетал самолет. Нет ли в планах следствия еще раз поговорить с этими людьми?
– Да, такие предложения поступают, в том числе от родственников пассажиров. Но показания свидетелей уже перепроверены. Они перепроверялись сразу. Нет такого, что, вот, человек нам сказал, и мы ему сразу поверили. Сверяем и перепроверяем места, время, факты, собираем сведения об одном и том же из разных источники, допрашиваем разных людей об одном и том же. Информация есть из многих источников. Например, получили детализацию всех телефонных разговоров участников истории с Ан-2 и установили – кто, когда, кому звонил. На первом же этапе следствия все это проверялось. На установление всех обстоятельств происшествия были брошены лучшие силы ведомства. Следователи, криминалисты, следователи по особо важным делам занимались расследованием здесь, в Серове. Примерный маршрут – куда мог отправиться самолет, также установлен.
– Еще одним поводом для проверки стали СМС-сообщения, полученные на днях на телефоны родственников Хатипа Кашапова.
– Да, к нам поступила информация об этих сообщениях. Нами направлены запросы в полицию, в сотовые компании. Сейчас устанавливается – как именно, в принципе, отправляются сообщения оператором связи и, второе, каким образом были отправлены именно эти сообщения. СМС ведь уходят не с телефона, а с компьютера. А он находится вовсе не там, где может быть телефон или сим-карта. Подробную техническое заключение нам пообещали выдать в течение недели. Когда мы поймем механизм отправки этих СМС, тогда можно будет о чем-то говорить. Как только станет известно что-то конкретное о причинах появления СМС, сразу об этом сообщим.
– Судя по этой проверке, следствие не оставляет без внимания историю с самолетом Ан-2.
– Уголовное дело не закрыто, оно лишь приостановлено. Работа ведется. Например, все телефоны улетевших пассажиров стоят у нас на биллинге по их ИМЭЙ (персональному номеру). То есть, если трубка выйдет в эфир – мы ее сразу же отследим. Мы следим за всеми телефонами, которые были на борту.
– В каком случае можете инициировать проверку сообщений? Возможно ли это, если дело приостановлено?
– Хочу сказать, что вся информация по Ан-2, которая появляется в Интернете и та, что передают нам родственники – она вся проверяется. Идет ее ежесуточный мониторинг.
Несмотря на то, что производство по делу приостановлено, оперативные мероприятия по нему ведутся. Мы даем поручения, постоянно контактируем с родственниками улетевших. Вот буквально сегодня мне передали очередное обращение от одной из мам пассажира Ан-2.
– А что в нем? Можно в двух словах?
– Что где-то обнаружено скопление металлических предметов. Будем проверять. В таких случаях вначале устанавливаем и опрашиваем человека, который передал информацию. Если указано конкретные место – едем туда с полицейскими или отправляем полицейских. Вы и сами знаете – сколько мистификаций было. Но все это проверяется. Потому что, не дай Бог, пропустим информацию, которая будет НАСТОЯЩЕЙ, подлинной. Непростительно будет. Потому проверяется все.
– Планируется ли закрыть уголовное дело по самолету?
– Дело не закрываем. Его можно возобновить в любой момент. В рамках приостановленного дела мы обязаны предпринимать меры к розыску. И мы их предпринимаем. Мы не можем проводить следственные действия, но процессуальные – можем. Как то: направление запросов, поручений, сбор информации. Если будет четкая, конкретная информация о самолете, дело сразу будет возобновлено. Если есть жалобы, ходатайства – мы их рассматриваем. Но такого – чтобы самолет пропал и его не смогли найти – в нашей практике пока не было…
– Могут ли те, кто призван потерпевшим, познакомиться с материалами дела?
– Знакомится с материалами дела потерпевшие могут, когда дело направляется в суд. Родных мы держим в курсе, сообщаем обо всех наших действиях.
– Можете ли вы дать команду продолжить поиск?
– Поиском занимаемся не мы, а специальные подразделения МВД и МЧС. Заставить их мы не можем, можем только отправить им поручение: вот есть конкретная информация, ищите…Нами выдано поручение о продолжении поисковых мероприятий, и исполнители нам отчитываются. Сейчас поисковые мероприятия решением губернатора прекращены, денег на них не выделяется.
– Можно ли говорить о том, что на аэродроме Серова был налажен «покатушечный» бизнес?
– Скажу так: самолет Ан-2 летал по всяким поводам: и на мониторинг лесных пожаров, и по другим.
– Рассматривали ли версию вмешательства военных в судьбу Ан-2? Может, их техника засекла наш самолет?
– «Военная» версия гибели самолета не находит подтверждения. Что касается «засекли» или пропустили, то это зависит от многих факторов: высоты полета, модели самолета, возможностей радара. На той высоте, на которой летал Ан-2, радары самолеты не видят.
– Как считаете – найдут наш самолет?
– Я думаю рано или поздно найдется самолет. Они собирались полетать 15 минут. Он рядом где-то…
ОФИЦИАЛЬНО:
Сегодня, 11 апреля 2013 года, исполняющим обязанности руководителя Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подполковником юстиции Владимиром Владимировичем Кулаковым проведен личный прием граждан в одном из подчиненных следственных подразделений – Серовском следственном подразделении Нижнетагильского следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте СК России.
Во время личного приема жителей города Серова состоялась встреча с родственниками пассажиров самолета АН-2, пропавшего в июне 2012 года. В ходе состоявшегося общения Владимир Кулаков сообщил, что все обращения, поступающие в Уральское следственное управление на транспорте от родственников пропавших пассажиров и пилота воздушного судна, а также иных заявителей в обязательном порядке подлежат изучению и проверке изложенных в них доводов.
При необходимости даются поручения и направляются запросы в компетентные службы и организации для получения дополнительной информации. В то же время возбужденное уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ,по факту исчезновения самолета АН-2 с пассажирами на борту остается приостановленным ввиду отсутствия на данный момент оснований к возобновлению предварительного следствия.
По сообщению пресс-службы Уральского следственного управления на транспорте
Предположения о причинах отправки СМС с номера Кашапова – взаимоисключающие и даже фантастические
Мы пообщались с техническими работниками, сотрудниками сотовых компаний. Всем задавали один и тот же вопрос: чем объяснить получение СМС с телефона, зарегистрированного на Хатипа Кашапова. То, что этот номер числится именно за ним, нам подтвердили несколько консультантов компании Мегафон, которых мы спрашивали о хозяине номера.
Итак, версии, высказанные нашими собеседниками. Все они – неофициальные.
1. – Телефон может быть не в сети, а СМС при этом может уходить при переполнении памяти. Такое возможно. Это не сбой, а выгрузка с телефона излишней информации.
Вывод-предположение: за СМС-сообщениями никто не стоит, это техника сама «рулит».
2. –Такая СМС может приходить в двух случаях: если был включен телефон или сим-карту перерегистрировали на другого абонента. Перерегистрация в компании Мегафон может быть произведена через 5 месяцев. Это указано в договоре. Если даже на телефон постоянно класть деньги, но не производить с него никаких ИСХОДЯЩИХ действий (звонки, отправка сообщений, выход в интернет), то в этом случае сим-карту вправе перерегистрировать через 5 месяцев.
Вывод-предположение: Сим-карту перерегистрировал оператор сотовой связи и сейчас кто-то другой стал владельцем бывшего номера Кашапова.
3. – Номер принадлежит Кашапову Хатипу Талгатовичу и с этого номера было несколько попыток зарегистрироваться в сети на базовой станции, близкой к городу Орск.
Вывод-предположение: скрываясь от людей, виновный пилот все это время пробирался домой, в Орск. Телефон у него, и он пытается дать знать родным.
Все эти версии, повторим, неофициальные. В пятницу заканчивается срок, который попросили у следователей технические руководители Мегафона, чтобы подготовить ответ на запрос о происхождении СМС с номера пилота Кашапова.