В понедельник 4 апреля в СМИ появилась новость о том, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил увеличить минимальный размер оплаты труда в России до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения к 2020 году и в дальнейшем удерживать такое соотношение. Приятная новость, казалось бы, наконец-то наша страна приходит к разумной и очевидной для всего цивилизованного мира идее: взрослый трудоспособный человек не может получать на руки за полный отработанный месяц меньше, чем ему нужно, чтобы нормально существовать. Даже наши товарищи по Таможенному союзу – Беларусь и Казахстан еще несколько лет назад установили у себя МРОТ на уровне или даже выше уровня прожиточного минимума. Однако так ли все радужно на самом деле?
Еще в конце 2014 года Минтруд предлагал поднять уровень минимальной зарплаты до прожиточного минимума. По задумке ведомства этот процесс следовало произвести в несколько этапов и уложиться в срок до 2017 года. Однако у финансового блока в правительстве такое предложение сразу вызвало серьезные возражения. По их доводам в условиях кризиса у России просто нет денег на подобные меры. Мало того, Минфин активно продвигал идею и вовсе заморозить индексацию соцвыплат на несколько лет. В этом оказались солидарны и депутаты Госдумы от «Единой России», заявившие, что это будет слишком дорого для государства (при средней зарплате депутата ГД в 383927 рублей или почти 62 МРОТ). Некоторые из представителей крупного бизнеса тоже направили свои возражения законодателям, узнав, что там обсуждается такая возможность.
В итоге победил компромисс: МРОТ с 2014 г. увеличился на 6,7%, с 2015 г. — на 7,4%, с 2016 г. – на 4% (при 12% инфляции, ожидаемой в 2016 году). И тут мы становимся свидетелями удивительного события – прожиточный минимум снижается, причем второй раз в течении года (по итогам 3 и 4 кварталов 2015 года на 3,3%) и это при тотальном и очевидном для всех росте цен. Мы прекрасно видим, что норма прожиточного минимума не отвечает реальной стоимости жизни, росту цен, тарифов, она не включает такие расходы как найм жилья и ряд других очевидных расходов и может произвольно плавать в зависимости от манипуляций с системой ее подсчета. И вот в итоге в первом квартале 2016 года общероссийский МРОТ (6204 рубля) составил уже около 60 % от прожиточного минимума трудоспособного населения на 4 квартал 2015 года (10436 рубля) вместо 55% во втором квартале 2015.
И вот уже правительство может гордо рапортовать о движении к заданной цели! Напрашивается очень простой вывод – оба существующих ныне показателя и МРОТ и прожиточный минимум не соответствуют реалиям жизни и являются не более чем абстрактными инструментами для экономистов. В итоге провозглашенная правительством накануне выборов грандиозная задача по выравниванию этих двух заветных цифр – не более чем фикция и попытка изобразить хорошую мину при очень плохой игре.
Развитые страны мира давно идут по пути установления минимальной почасовой оплаты труда работника. Так в США этот показатель составляет от 7,5 до 11 долларов в час, в Австралии – 9,54 доллара (с учетом всех налогов), в Люксембурге — 9,24 доллара, в Бельгии — 8,57 и так далее. Даже в глубоко кризисных и депрессивных Испании и Греции этот показатель – 5,57 и 5,06 долларов в час соответственно. В валютном исчисление нынешний российский МРОТ составляет 90,54 доллара в месяц или примерно 60 центов в час, что располагает нашу страну на уровне таких держав как Мексика (75 долларов в месяц или 66 центов в час), Филиппины (61 цент), Афганистан (57 центов).
ЛДПР на протяжении многих лет последовательно выступает за кардинальное повышение минимальной зарплаты, а также введение понятия минимальной почасовой оплаты труда. Так в 2014 году депутаты Государственной Думы РФ от фракции ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев вносили законопроект, устанавливающий минимальную почасовую оплату труда на уровне 100 рублей в час, что позволило бы выйти на уровень минимальных зарплат не менее 16500 рублей в месяц. Тогда это предложение было отвергнуто техническим большинством как нереалистичное. Теперь у каждого из нас есть возможность сравнить, что же более реалистично – реальное повышение уровня оплаты труда, предлагаемое ЛДПР, или ловкое жонглирование цифрами, затеянное правительством «Единой России».