«Сколько можно издеваться над пенсионерами?», «Когда наведут порядок? Хотят, чтобы люди сады бросили?» – возмущались обратившиеся в редакцию жители города. Недовольство людей вызвало известие, что с 1 июня будут отменены единые социальные проездные билеты в городском транспорте.
Жители Серова смогут приобрести проездной, но уже на конкретный маршрут. В билете будет указана фамилия индивидуального предпринимателя, который возит пассажиров по этому направлению. На другом маршруте проездной действовать не будет. Более того, проездные билеты, которые сейчас продают сами предприниматели-перевозчики не имеют отношения к льготному проезду по садоводческим маршрутам – по этим билетам действует другой порядок.
Единых соцпроездных не будет
Как пояснил заместитель главы администрации Вячеслав Семаков, в разгар кризиса, в январе 2009 года было выпущено постановление «О едином социальном проездном билете». Это было сделано для оказания населению дополнительных мер социальной поддержки. Транспортникам было рекомендовано обеспечить перевозки граждан с такими проездными. Затраты частично возмещались из бюджета округа.
В 2010 году картина изменилась – кризис закончился и работа предприятий стабилизировалась. Но единый соцпроездной остался. Продажу его осуществляли сами транспортные предприятия.
В настоящее время услуги пассажирских перевозок оказывает не одно предприятие, а несколько предпринимателей. И купив проездной билет, пассажир мог по нему ездить на всех маршрутах.
– Что у нас произошло в апреле, – поясняет Вячеслав Николаевич, – кто-то из предпринимателей успел продать проездные, а другие – нет. И получилось, что в плюсе остались те, кто продал, а вот возить пассажиров по единому проездному должны были и те, кто билеты не продавал. Сейчас в этой сфере будет наведен порядок – проездные будут продаваться на конкретные маршруты и на другие распространятся не будут. Из бюджета городского округа стоимость проездных билетов не возмещается.
Для предпринимателей продажа таких проездных своего рода гарантия, что пассажиры, купившие его, точно будут ездить на его автобусах.
Льготы на «садовые» автобусы
Постановлением администрации № 643 от 25 апреля «Об открытии садоводческих маршрутов № 2-4, 9а, 12а-13, 17, 18, 19а» регулируются меры соцподдержки пенсионеров, не имеющих права на льготный проезд в общественном транспорте, на период с 1 мая по 30 сентября. Стоимость льготного проездного на один месяц составляет 361 рубль.
– Эти меры поддержки предоставляются тем пенсионерам, которые не имеют льгот на проезд в общественном транспорте, – разъясняет Вячеслав Семаков. – Тем гражданам, которые уже имеют льготы по федеральному или областному закону, льготные проездные продаваться не будут. Списки мы будем проверять и возмещать перевозчикам стоимость проездных, проданных людям, уже являющимися льготниками, не будем. Хочу внести полную ясность – человека льгот никто не лишает, ему от государства уже выплачивается компенсация на проезд. Речь идет о том, что человек, имеющий льготы, не может рассчитывать на еще одну.
По словам Вячеслава Николаевича, с каждым перевозчиком, который возит пассажиров в сады, подписано соглашение. И расходы по льготным проездным им будут компенсироваться. Но надо понимать, что покупать билет надо именно в том маршруте, по которому ездишь – на другом направлении они действовать не будут. Проездной действует на 50 поездок – кондуктор будет отмечать. Эти 50 поездок как раз и возмещает бюджет.
– Люди обращаются с жалобами, что они приобретают проездной, а в случае, если до нужного места надо добираться с пересадками, вынуждены покупать еще один, – говорит заместитель главы администрации. – Это действительно так. Но надо понимать, что компенсация проезда – это средства бюджета округа. И не всегда их можно найти.
У перевозчиков на этот счет мнение такое:
– Отмена социального проездного и введение сезонного исключительно для садоводческих маршрутов ущемляет как транспортников, так и горожан, – считает директор трех предприятий, предоставляющих услугу, Денис Лопин. – На протяжении последних четырех лет в зимний период по своей инициативе перевозчики возили по заниженной стоимости без какой-либо компенсации федеральных и региональных льготников. В летние месяцы приобрести социальный проездной билет могли все пенсионеры Серова. Таким образом, летом стоимость проездного для всех пенсионеров составляла не 700 рублей, а 341 рубль, социальный проездной действовал на всех маршрутах города и был не ограничен в количестве поездок. По соглашению с администрацией, за пять летних месяцев доплата за всех пассажиров, пользующихся социальным билетом, осуществлялась из местного бюджета. Что же мы имеем сейчас: в сезонных проездных ограничено количество поездок, его действие распространяется только на единственном маршруте, где он был куплен.
Маршрутки «подорожают»
Транспортники утверждают, что необходимость повышения цен за проезд назрела давно. При имеющейся стоимости, пассажирские перевозки становятся убыточным видом деятельности.
– Стоимость проезда в 14 рублей была рентабельной 6 лет назад, в те годы стоимость ГСМ была в несколько раз меньше, запчасти стоили дешевле, – говорит Денис Лопин. – За эти годы подорожало практически все, не изменилась только стоимость проезда. Повышение цен с 1 июня этого года происходит тогда, когда недовольство перевозчиков достигло такой степени, что противостоять ему Региональная Энергетическая Комиссия уже не могла.
Действительно, решением РЭК стоимость поезда в общественном транспорте возросла по всей области. РЭК предложила для утверждения предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении – в размере 16 руб. за поездку (рост тарифа 114%), в пригородном сообщении – в размере 1,90 руб./км (рост тарифа 115%).
В связи с решением РЭК, вероятно всего, в скором времени серовская администрация примет соответствующее постановление о повышении стоимости проезда. По мнению же перевозчиков, даже стоимость проезда в 16 рублей не рентабельна, ближе к действительности цена в 18-20 рублей.