– 18 мая у нас по поселку ездили молодые люди и предлагали импортный товар – немецкий, якобы, у них акция, – рассказывает жительница Красноярки Валентина Марфицина. – Мужу предлагали электробритву и парикмахерский набор с машинкой для стрижки волос. Я подошла поближе, а мужчина, который предлагал мужу бритву, переключил свое внимание на меня. Представился Дмитрием, говорил, что у их компании, которая находится в Екатеринбурге, акция заключается в том, что они делают мне подарок, а я должна их вещи прорекламировать односельчанам. Достал набор ножей и начал мне предлагать его приобрести.
По словам растерявшейся от напора покупательницы, Дмитрий говорил хорошо, все время предлагая товар. Вскоре к электробритве и ножам добавился и набор кухонной утвари на 6 персон. Долго хвалил представитель неведомой фирмы качество товаров, демонстрировал их с выгодной стороны. Вручил хозяйке карточку и сказал, что активировать ее можно будет при встрече с сотрудниками компании, какой именно, хозяйка даже не успела поинтересоваться. Также, как документами на предлагаемую продукцию и кассовым чеком.
«Шок и трепет»
Четко сформулированного понятия «агрессивный маркетинг» нет. Некоторые вкладывают в этот термин передовые и креативные приемы продвижения продукции или общения с потенциальными покупателями. Некоторые подразумевают навязчивые, некорректные и зачастую ложные предложения рекламного характера, нацеленные на сиюминутное увеличение продаж.
Судя по всему, именно с таким примером агрессивного маркетинга и столкнулась Валентина Марфицина. Разрекламировав товар, Дмитрий стал оговаривать сумму сделки.
– Сначала я удивилась: сказали, что это подарок, а потом предложили мне за него заплатить. Продавец сказал, что общая стоимость всего предложенного примерно 15 тысяч, но я могу приобрести все это за семь. Были в непонятном состоянии, как оговоренные стояли вместе с мужем. Посмотрела в кошельке – 4 тысячи, – вспоминает Валентина Петровна.
С продавцами удалось договориться, они продали женщине набор ножей и бритву. Лишь спустя некоторое время поняла Валентина Петровна, что вещи она приобрела ненужные, без гарантийного талона и кассового чека.
– Мне жалко денег, но ничего, переживу. Но хочу, чтобы другие люди знали об этом и не попадались на удочку этих торговцев. Ведь товар, что они предлагают, не стоит тех денег, что за него просят, – уверена пенсионерка.
Соседка Валентины Галина Бусыгина утверждает, что такие же ножи видела на одном из серовских рынков:
– Эти продавцы ходили по всей деревне, предлагали товар. А точно такие ножи я видела в продаже на рынке за автовокзалом. Их цена около 500 рублей.
Удалось внимательно рассмотреть чудо-товары. В швах рукояток ножей неопрятно торчит пластик, с уголков упаковки начала облезать краска… Бритву хозяйка в расстройстве даже не стала распаковывать.
С торговцами столкнулись и другие жители Красноярки. Некоторые задавали конкретные вопросы, что зха организацию молодые люди представляют. Те, в свою очередь, разговор спешили свернуть и быстренько ретироваться.
Без чека и без гарантии молодые люди спешили реализовать чудеса «немецкого» производства бытового назначения. Хотя, как выяснилось, гарантийный талон на электробритву все же был – внутри упаковки. Не заполненный. А значит и призвать к ответу никого не получится.
– Ладно, кто помоложе да посообразительнее отказались от этих товаров, а нашего брата, пенсионера, они дурят. Зато теперь будет наука, – делает вывод Валентина Марфицина.
Специалисты советуют
– Существует постановление правительства от 19 апреля 1998 года об утверждении правил продажи отдельных товаров. Там четко сказано, что при осуществлении розничной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, заверенную подписью и печатью продавца. Если таковой информации нет, то перед вами – не продавец. Это физическое лицо, которое решило осуществлять реализацию каких-то товаров. Соответственно, у них нет ни накладных, ни документов, подтверждающих качество и безопасность товара. Это означает, что предъявить претензии к товару и лицам его реализующим, невозможно, – вносит ясность Наталья Богомолова, главный специалист-эксперт серовского отдела Роспотребнадзора.
Лучше всего товары приобретать все-таки в официальных магазинах. Да и на рынке существует уголок потребителя с указанием контактных данных продавцов и их представителей. То, что предприятие работает без кассовых аппаратов, законом допускается, однако по требованию лица, приобретающего товар, продавец обязан предоставить товарный чек, где будет указано наименование товара, артикул, его стоимость. На товарном чеке также должны быть реквизиты продавца.
– Если вам необходимые документы не предоставляют, тогда не стоит этот товар покупать. Лучше не рисковать и не тратить деньги: все что активно рекламируется по подозрительной цене, не всегда может быть качественным и полезным товаром, – объясняет Наталья Богомолова.
А Валентине Петровне специалисты отдела по защите прав потребителей советуют обратиться в правоохранительные органы, тем более, что торговля в Красноярке шла массовая.