В дни Великого поста вспомним первую церковь нашего города (в этом году исполнилось бы 120 лет со дня освящения закладки) и улицу, что к ней вела
Необходимость строительства церкви в селении Надеждинского завода возникла почти сразу же с появлением поселка, так как его жители изначально были людьми верующими. До открытия собственного храма все религиозные обряды проводились священниками из Богословского завода (Карпинск) и Турьинских Рудников (Краснотурьинск).
По большим церковным праздникам в Надеждинский завод подавался специальный поезд, на котором все желающие могли ехать на службу в соседние поселки. Но этого было крайне недостаточно – православный народ нового заводского поселка хотел и «своего» батюшку, и свой дом Божий.
«Жемчужина» Надеждинска
К возведению церкви приступили в 1896 году (120 лет назад), когда в основном закончилось строительство сталерельсового завода. Ее заложили на средства владелицы Богословского горного округа Н.М. Половцовой, а работы по сооружению продолжались два года.
Автором проекта был петербургский архитектор В.Н. Пясецкий. Кроме церкви Владимир Николаевич спроектировал для поселка здания клуба служащих, начальной школы, больницы, пожарного депо, бани, водонапорной башни. Некоторые из них мы можем видеть и сегодня.
Летом 1898 года благочинный протоиерей Василий Словцов освятил здание новой однопрестольной церкви Во имя всех святых, или по-другому – Всехсвятской церкви.
Культовое здание вмещало до 500 человек и сразу стало «жемчужиной», «изюминкой», шедевром деревянного зодчества на Северном Урале. На сегодняшний день удалось найти только две фотографии – закладка Всехсвятской церкви и ее внешний вид. Действительно, как игрушечка была церквушка. А располагалась она практически напротив (немного правее) старого железнодорожного вокзала (сейчас на этом месте находится агломератный цех металлургического завода). Около Всехсвятской возникло и первое поселковое кладбище.
Стараниями надеждинцев церковь была весьма благоустроена, о чем свидетельствовало ее внутреннее убранство. На пожертвования прихожан были приобретены колокол, металлические хоругви, образ Николая Чудотворца в серебряной позолоченной ризе, образ Святого преподобного Серафима Саровского, потир, запрестольный крест, образ Казанской иконы Божией Матери в серебряной позолоченной ризе (дар рабочих прокатного цеха) и так далее.
По воспоминаниям священника Африкана Богомолова, в воскресные и праздничные дни храм наполнялся богомольцами до тесноты, до давки. Огромные толпы народа, не помещаясь в храме, стояли на улице под дождем и снегом, пронизываемые холодным ветром. Но после первой русской революции 1905 года в рабочей среде впервые появились кощунственные выходки: оскорбления духовных лиц, не снимание шапок перед религиозными процессиями, грубость, угрозы и даже драки в храме. Хулиганы разбивали у священнослужителей окна в домах, красили дегтем ворота…
«Гнев Божий»
Ровно десять лет простояла Всехсвятская церковь. 4 июня 1908 года случился пожар и здание сгорело до основания. Огонь был настолько сильным, что даже расплавились все колокола. Причину пожара (поджог ли это или что-то еще) установить так и не удалось.
Многие надеждинцы взглянули на это, как на гнев Божий и очистительную жертву. Сгоревшая дотла церковь поспособствовала уразумлению, сплочению православных, религиозность населения повысилась, а хулиганские действия в адрес священников прекратились.
Святое место не может оставаться в забвении. Всегда считалось, что когда освящается в храме алтарь, то Бог посылает ангела своего, и этот ангел будет стоять на том месте до скончания веков, даже если это уже и не храм, а руины… Поэтому сразу же после пожара на месте сгоревшей церкви была построена небольшая каменная часовня, которая со временем превратилась в церковь и 18 сентября 1916 года (100 лет назад) прошел чин ее освящения.
В планах было расширить существующую небольшую часовню-церквушку до прежних ее размеров. Был составлен архитектурный проект и будущую Всехсвятскую церковь решили наименовать храмом-памятником всех воинов, павших в годы Первой мировой войны, а внутри – разместить плиты с именами всех погибших на фронтах надеждинцев. Но вскоре свершилась революция и началась борьба с религией. В середине 1930-х годов при расширении металлургического завода Всехсвятскую церковь уничтожили, а кладбище, где были похоронены первые строители и жители нашего города, сравняли с землей.
Так и «ушла» вся эта история в небытие. Кто сегодня знает, где точно находилась Всехсвятская церковь? Почему даже креста памятного на этом месте до сих пор нет? Кто вообще про это знает и помнит? И надо ли это кому-то? Отказались и как-то забыли самую первую церковь в честь Всех Святых – наших небесных помощников и покровителей… А ангел, посланный Богом, до сих пор стоит на том дважды освященном, опаленном огнем, варварски разрушенном святом месте. И ждет.
Метаморфоза
Улицу, которая шла вверх от Всехсвятской церкви наши предки в самом начале 20 века (примерно в 1903 году) назвали Церковная.
Но 22 апреля 1922 года, в день рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, Надеждинский уездный городской Совет постановил переименовать ул. Церковную в ул. Народной мести, а ул. Кладбищенскую в ул. Пролетарскую. Вот такая случилась метаморфоза – или полная, совершенная перемена. Эти названия до сих пор присутствуют в топонимике нашего города.
«Народная месть» начинается слева, если немного пройти от «Азиатской» проходной к старому вокзалу. Но прогуляться по этой улице не советуем, повсюду запущение. Так и хочется сказать: домстились! С одной стороны – торцы старых баз, с другой – торцы гаражных боксов, пустыри от некогда стоящих здесь домов, да редкие вековые черные избы с покосившимися заборами. По собачьей тропе по этой улице можно дойти до микрорайона Восточный, а после него она продолжается вновь вдоль ЦДЮТ и до Корпорации «Центр», и дальше.
На протяжении всей улицы хорошая табличка-указатель присутствует только на одном доме, что примыкает к ул. Каляева, да еще на паре-тройке избушек можно увидеть совершенно ржавые, абсолютно не читаемые прямоугольные железки. Да и правильно, не очень-то наверно приятно выйти из дома и увидеть это словосочетание: «Народная месть». Поскольку месть – это есть чувство страха, идущее от ненависти и обиды, и оно всегда является основным источником зла. И может быть это закономерно, что улица (и весь район в целом) пришел в запустение? Помните слова из фильма «Покаяние»: «К чему дорога, если она не приводит к храму?»
Список священнослужителей Всехсвятской церкви:
Александр Рязановский, Африкан Богомолов, Николай Удинцев, Симеон Гвоздев, Владимир Павлинов, Иван Пономарев, Андрей Носов, Николай Любомудров, Василий Словцов, дьякон Александр Алексеев, псаломщики Николай Павлов, Леонид Сотсков, Владимир Бахтеев, Стефан Груздев, Неофит Поздняков.
Архивный документ
Сообщение священника Николая Любомудрова о пожаре в церкви поселка Надеждинского завода (1908 год)
«4 июня в 7 часов вечера произошел пожар во Всехсвятской церкви Надеждинского завода. Пламя со страшной силой прорвалось через окна и быстро охватило кругом деревянное, выкрашенное масляной краской здание.
Первым известил о несчастии церковный колокол, хотя церковь была уже объята кругом пламенем, а колокол все еще звонил. Это сторож звонил из сторожки на ограде, благодаря проведенной проволоке к колоколу. Это тот колокол, который извещал обычно в будни о начале богослужения, он же известил о Каре Божией.
Когда открыли двери храма, то хлынула волна огня и охватила крыльцо. Тем временем сильнейшая струя пламени снизу изнутри взошла на колокольню. Большой, висящий в середине колокол, скоро поддался действию огня, сперва оплавилась нижняя часть, а потом и весь растопился, заметно капали и другие мелкие колокола.
Колокольня наклонилась и с треском упала в ограду. Еще мгновенье – рушится главный купол внутрь храма. Через три часа на месте художественного храма осталась лишь груда обгоревших бревен и мусора со слитками меди от расплавившихся колоколов.
Вся церковная утварь, ризница, библиотека и архив погибли. По счастливой случайности сохранились в квартире у меня метрики за все года (1897 – 1906). Нельзя без слез вспомнить о бушующем пламени в Святом алтаре, где два часа тому назад стоял я перед Святым Престолом во время всенощной. Я видел сквозь пламя в окнах, как всепожирающая стихия поедала Святой Престол. Видел, как растапливалась серебряная дарохранительница со Святыми дарами, как бы совершалась всеочистительная жертва Христова о наших грехах.
Божие наказание, посетившее Надеждинск, тяжелым бременем легло на местный притч и народ».
Андрей Гребенкин
Игорь Фомичев
Два храма. Две судьбы. Два ангела небесных…
Стоят и ждут мольбы от нас, живущих, грешных.
Построим часовню на алтарном месте, где стоял собор!
Святая мученица Надежда, моли Бога о нас!
Дорогие земляки, жители нашего города! Промыслом Божиим так случилось, что я, родившийся в этом городе в 1955 году, стал священником и служу в родном городе с 1994 года. Мои родители, дед и бабка, прадед и прабабка жили в этом городе с 1901 года. Это мой родной город и мне небезразлична его судьба.
Убрать хлам-гаражи
В 2015 году исполнилось 100 лет со дня окончания строительства Спасо-Преображенского собора г. Надеждинска. Собор взорвали в 1931 году и из собранных кирпичей построили два 5-этажных дома, а железобетонные глыбы остались лежать на месте взрыва, напоминая всем об этих варварах-разрушителях.
Посмотрите на фотографии храма, какое красивое здание, украшение города и всего Урала! Эти развалины лежат и по сей день. Удивительно, но многие жители города не знают, что был такой храм и где находятся эти, чудом уцелевшие, огромные бетонные глыбы.
Как священник свидетельствую, что самое Святое место города – это алтарь собора. И на этом Святом месте построены страшные архитектурные уродцы, слепленные из строительного хлама и мусора – гаражи, кричащие о бедности простых советских людей, ибо и хороших строительных материалов они не имели, и строили и сады и гаражи из всякого барахла.
Предлагаю снести 2-3 гаража и построить небольшой храм или часовню. Фундамент уже есть, так как гаражи стоят на старом алтарном фундаменте. Неужели мы все вместе, православные, не осилим это дело? Неужели все себе и себе, что же Богу дадим?
Стыдно так поступать, не по совести. Давайте соберем средства и выкупим гаражи у собственников. Посмотрите, какое запустение, хлам и мусор вокруг Святого места – полуразрушенные дровяники-кладовки, мусор и свалки, как и в старом больничном городке, как после бомбежки. Наш правящий архиерей Иннокентий, когда увидел это, воскликнул: «Сталинград!»
Так и будем жить в г. Серове в серости? В столице сносят постройки, уродующие город, а мы сараи-кладовки и хлам-гаражи снести не можем?
12 ударов колокола
Два года, летом 2014 и летом 2015, добровольцы-волонтеры трудились на благоустройстве территории развалин храма. Проделана большая работа, придите и посмотрите, помолитесь на Святом месте.
Молебны у Креста совершаются каждый воскресный день в 14.00. Собираются около 30 человек. По количеству людей я делаю вывод, что меня услышали и поддерживают идею строительства. Можете внести посильное пожертвование в специальную кружку в действующем Преображенском храме.
Ежедневно в 12.00 (по гудку металлургического завода) на месте взорванного собора 12 раз звучат удары колокола, взывая к нашей совести, пробуждая простор и напоминая о мире ином. Звон колокольный лечит душевные и телесные болезни.
Как Пасха Красная!
А какое красивое имя носил наш город! Надеждинск! От Святой мученицы Надежды, как и в Екатеринбурге от Святой Екатерины.
Взорвали храм и вскоре отобрали и имя. Стал город Кабаковск. Родовое имя города исчезло из сознания народа. А имя города это его статус, его программа, его судьба. Я не говорю о революционных названиях улиц, но имя Каляева, террориста и цареубийцы, до сих пор носит одна из центральных улиц города. Мы много слышим сейчас о терроризме и террористах, а сами готовы жить на такой улице… Было бы разумно переименовать эту улицу в ул. Восточная, так как она уходит в новый и красивый микрорайон Восточный.
Надеюсь, имею надежду, что с началом строительства часовни во имя Святой мученицы Надежды мы будем готовы и жить в г. Надеждинске, а до этого будем пребывать в серости в г. Серове. Вот и металлургический завод уже не серовский, а Надеждинский.
Мы, члены Приходского совета, берем на себя всю ответственность, руководство и отчетность по строительству без посредников и фирм-прилипал. Представляю себе часовню – как архитектурное украшение города, как Радость, как Пасху Красную. А рядом с часовней – мрачные, огромные, бетонные, серые глыбы – как памятник жертвам гонений. Ведь и взорванный собор тоже жертва. Жертва долгого, безбожного, совесть продавшего ХХ века.
А перед Богом и своей совестью я могу сказать, что я пытался что-то сделать. Да будет на все воля Божия.
Протоиерей Сергий, настоятель Спасо-Преображенского храма, благочинный Надеждинского церковного округа.
Архивный документ
Письмо церковно-приходского совета Спасо-Преображенского собора в ЦИК СССР (январь 1930 года)
«Церковно-приходской совет Надеждинской Спасо-Преображенской общины, препровождая при сем список верующих прихожан надеждинской церкви в количестве 3388 человек, ходатайствует перед ЦИК об оставлении церкви за верующими, так как:
1) Спасо-Преображенская церковь – единственная в городе Надеждинске.
2) Построена она на добровольные пожертвования верующих и на отчисления с заработанного рубля рабочих завода, а следовательно, на отчисления с наших верующих отцов и с нас самих, а также на наши личные добровольные пожертвования и даже нашим личным трудом.
3) Церковь вчерне достроена в 1917 году, отчисления с рабочих не производились с 1915 года, затраченные в это время на постройку церкви суммы составлялись исключительно из добровольных пожертвований верующих.
4) Часть населения и рабочих намерена церковь отобрать под техникум на 80 человек учащихся, о чем пишут в местной печати, говорят и голосуют на всех собраниях и митингах. Но для означенной цели здание совершенно не пригодно, что засвидетельствовано публично сведущими в техническом деле лицами.
5) Верующие, лишившись единственной церкви, не смогут подыскать соответствующего помещения для совершения богослужений и отправления прочих своих религиозных потребностей, так как количество верующих в действительности значительно, в три или четыре раза, превосходит количество зарегистрировавшихся, что видно из посещаемости верующими храма в большие христианские праздники, когда единовременно молящихся бывает до 3 тысяч человек, а также видно из книг записей приходских треб. Крещений в 1927 году было 1663, в 1928 году – 1689, на 1 сентября 1929 года – 1208. Погребений умерших в 1927 году – 837, в 1928 – 897, на 1 сентября 1929 – 554. В местной же печати неправильно указано число всех верующих, обслуживаемых храмом – 375 человек. Регистрация верующих велась в храме, а не хождением по домам, а потому по разным причинам все и не могли зарегистрироваться.
6) Отобрание единственного храма будет несправедливостью и причинит большие обиды и огорчения массе верующих.
В силу вышеизложенного церковно-приходской совет убедительно просит удовлетворить просьбу 3388 верующих не лишать их храма, единственного утешения для верующих, и проявить справедливость во имя возвещенной в 1917 году 25 октября свободы совести».
Послед публикации обращения отца Сергия, в редакцию «Глобуса» пришло письмо от владельцев гаражей.
Пожертвований не надо, гаражи – не продадим
Уважаемый протоиерей Сергий! Прочитали вашу статью «Построим часовню на алтарном месте, где стоял собор». В ней вы обращаетесь к жителям города о сборе средств на то, чтобы выкупить гаражи. Но вы же знаете, что мы, собственники этих гаражей, не хотим их продавать. Вы уже второй год к нам с этой просьбой обращаетесь. Правильно, очень красивый собор стоял на этом месте, но такого собора уже не построить.
У нас в городе две церкви, несколько часовен, хватает места для верующих. Святое же место, где стоял собор, уже обозначено. И зачем сносить 2-3 гаража и строить на пожертвования часовню, если рядом также останутся «хлам-гаражи», «сараи-кладовки». Они куда-то денутся?!
Да, много у нас еще в городе, в центре его разрушенного «серого»: это и больничный городок, и сквер около ДК, но часовня или небольшой храм (как вы пишите) не спасет от этих разрух.
Мы – люди уже пожилые, инвалиды тоже стараемся жить по совести, по заповедям божьим. Но гаражи продавать не собираемся, так как живем в этом дворе. У нас там не стоят «крутые машины», но есть ямы для хранения овощей и есть машины, на которых мы ездим чаще всего в сады и огороды, где выращиваем эти овощи.
Не надо никаких пожертвований.
О.Т. Пермякова, М.И. Морозова.