Неравнодушные к местной истории серовчане хотят спасти полуразрушенное здание бывшей насосной станции
Игорь Фомичев, историк: «Сделать дом-памятник железнодорожникам…»
У железнодорожного моста наши горожане видят старинное здание постройки начала 20 века. Что же это за здание?
Этот дом стоит близко к железнодорожному полотну не случайно. И это не какая-то сторожка для железнодорожного моста, а ни что иное как насосная станция для подъема воды. То есть эта станция была предназначена для того, чтобы подавалась вода из р. Каква для заправки паровозов. Подъезжал паровоз, поднимался рукав и заполнялся резервуар водой. Старожилы помнят, что это была именно насосная станция.
Кирпичное здание имело продолжение, к нему были пристроены деревянные постройки, имелись резервуары с водой.
Сегодня это забытое здание – своеобразный промышленный памятник нашего города, памятник архитектуры. Памятник железнодорожникам. И его еще можно восстановить. Это был бы интересный памятник первым строителям железной дороги. Ведь это объект железнодорожный. И таких объектов в нашем городе, пожалуй, единицы.
Поэтому всецело поддерживаю настоятеля Спасо-Преображенского храма протоиерея Сергия Козлова, у которого душа болит по восстановлению этого здания. Человек хочет спасти его для потомков. И было бы здорово, если бы администрация города, администрация железной дороги совместно с другими организациями и частными лицами заинтересовались бы идеей по спасению данного объекта, сохранением исторического ландшафта нашего города.
Тем более, сегодня Свердловская железная дорога тоже озабочена восстановлением своих исторических объектов. Например, в Невьянске на вокзале водонапорную башню перепрофилировали и сохраняют как объект промышленной архитектуры, связанный со строительством железной дороги. А в Верхотурье действует музей железной дороги – локомотивный парк. Жаль, что на территории нашего города ничего подобного нет.
1 сентября 1906 года (110 лет назад) вступила в строй магистраль – первая ширококолейная железная дорога Надеждинский завод-Гороблагодатская. Ее длина составляла 182 версты.
о. Сергий, священник: «…А можно и православную часовню воздвигнуть»
Братья и сестры, мы живем в городе, который был основан 120 лет назад. Когда мы бываем в каком-либо уголке России, то обращаемся к местным жителям, просим показать нам их «старый город», достопримечательности, архитектуру.
А что мы можем показать гостям нашего города? Архитектуру советского периода в виде стиля «барака»? Все, что имеет статус «памятника архитектуры» – принадлежит к дореволюционному периоду. В г. Серове есть такие постройки, но ни одно из них не отреставрировано и не имеет достойного вида.
Одно из таких зданий находится у железнодорожного моста через р. Каква, небольшого внутреннего размера 5х5 метров. Это такая работа профессионалов-каменщиков, что в настоящее время сомневаюсь, чтобы нашелся такой Мастер.
И стоит этот дом без крыши, без дверей, без окон… Стены из красного кирпича и природного камня изумительного качества кладки художественного стиля. Их давно бы разобрали на кирпичи (и одну стену пытались разломать), но раствор такого качества – что не поддается.
Это здание построено более ста лет назад. Все внутреннее пространство завалено бытовым мусором на уровень около 1 метра. Прихожане нашего храма, волонтеры, вынесли этот мусор и откопали подвал, который также выложен красным кирпичом. На уровне старого сгнившего деревянного пола нашли литую икону из латуни с эмалью – образ святого Георгия Победоносца, поражающего змея.
Река Каква была границей нашего города, и в 30-40-е годы это здание – это последнее, что видели люди репрессированные и солдаты Великой Отечественной войны, покидая навсегда этот город. И символично было бы сделать здесь часовню.
Я обращался в отдел архитектуры города и городскую администрацию с этим предложением, но в ответ получил отказ. Здание бесхозное, никому не принадлежит. Не хотите, чтобы здесь была часовня – сделайте сами ремонт, реставрацию, а мы, православные люди, будем помогать в этом деле.
Надо восстановить это здание в его первозданном виде. Это необходимо сделать не для себя, не для церкви, а просто для города и для наших потомков. И пусть этот дом будет собственностью города, а городские власти разместят там то, что считают нужным.
Люди, давайте будем уважать своих предков, их труд, их мастерство. Будем помнить, что без прошлого нет будущего, не будем Иванами, родства не помнящими. Придите, прикоснитесь, обнимите эти стены. И я думаю, что это будет встреча со своими предками, дедами и прадедами, которые жили и трудились на этой земле.
У нас принято два названия – «старый» и «новый» вокзалы.
Но первое здание ж/д вокзала располагалось прямо напротив современного автовокзала. В 1915 году в связи с размещением военного производства на заводе вокзал вынесли за территорию предприятия. Так появилась станция «Надеждинск-Заводской», а жители стали ее называть «старый вокзал».
«Новый вокзал» построен в 1907 году. В том же году из Гороблагодатской сюда прибыл первый пассажирский поезд. В его составе находилось семь двухосных вагонов 3-го класса во главе с паровозом.
Старожилы наверно помнят, что еще в 1970-е годы на автобусах была табличка «Сортировка-Новый вокзал», сейчас слово «новый» уже утрачено.
Лев Макаров, железнодорожник, пенсионер: «Здесь была и военизированная охрана»
Этим зданием я заинтересовался не так давно. Хотя раньше, конечно, видел его много раз, когда работал машинистом электровоза.
Один мой знакомый сосед-пенсионер (а он там жил раньше) рассказал, что в этом месте была водокачка. Поначалу я засомневался в этом факте и вот почему. У меня сохранились ксерокопии исторических карт и схем за 1898 и 1925 гг. На них четко указано, что водокачка стояла дальше здания, о котором идет сегодня речь. И других отметок нет. Но если логически рассуждать, то можно предположить, что водокачка, указанная на старых картах, использовалась не только под нужды завода.
Еще по одной старой схеме, где указаны предприятия и организации на Каквинских печах с нумерацией домов, можно с уверенностью предположить, что это помещение какой-то период использовалось под военизированную охрану. Мост ведь надо было охранять! Это ведь объект стратегического значения. Опять же, по рассказам старожилов, с двух сторон от моста раньше стояли небольшие будки для охранников, а в этом кирпичном здании они, возможно, отдыхали.
Изначально одна часть моста закреплялась капитально, а вторая была на «скользунах», то есть когда жарко – железо расширялось, когда холодно – сужалось, и мост «ходил». Охранники как раз и следили за состоянием моста, за «скользунами».
Также можно предположить, что когда в этом здании была водокачка, заправляли паровозы. Позже, возможно, с ее помощью снабжали водой водонапорную башню на ст. «Надеждинский завод», как и на ст. Верхотурье, где водонапорную башню снабжали водой из реки Туры на расстоянии почти трех километров.
Я тоже выступаю за сохранение и реставрацию этого исторического здания.