Поступления в городской «кошелек» и траты из него в первом полугодии обсудили в четверг депутаты на комиссии по бюджету.
Информация о сегодняшнем экономическом положении нашего городского округа, озвученная руководителями финансового управления и комитета по экономике, заставила депутатов повздыхать и поскрести в затылке.
Доходов в местный бюджет за счет налогов, аренды муниципального имущества, а, главное, «помощи» из области поступило 1,1 млрд рублей или 46,8% от запланированного по полугодию. Серовский округ – территория дотационная, поэтому 75% пополнения казны составили безвозмездные поступления (в основном – из вышестоящих бюджетов).
Местные источники пополнения «кошелька» мельчают.
Так, налога на доходы физических лиц прибыло 40,4% от запланированного. Поступлений на четверть меньше, чем в первом полугодии 2012.
Причин тому несколько. Первая: на территории сейчас остается не 72% собранного НДФЛ, а только 18%. Вторая: давит задолженность, которой накопилось уже 5,9 млн рублей. Треть этого долга, 1,9 млн – «вклад» металлургического завода, обычно добросовестного плательщика.
Меньше поступило налога на вмененный доход (ЕНВД), который уплачивают небольшие торговые организации, «бытовка» и т. п. Собрано 42,6% от годовых назначений.
Плюсом на 21% идет налог с предпринимателей, работающих на патентной системе, но прибавка в абсолютных цифрах по сравнению с данными на 1 июля 2013 года – всего-то 360 тыс. рублей. Предприниматели сменили систему налогообложения, перейдя с ЕНВД на патент, и поступления уменьшились на 732 тыс. рублей.
По земельному налогу – «обвал», прозвучало на заседании. Минусом – 12,8 млн рублей или 24,5 % по сравнению с прошлогодними шестью месяцами. За половину года получена треть от намеченного.
Объяснение у экономистов и финансистов простое: для заводов, торговли и т. п. подняли земельный налог и они для «оптимизации» затрат через суды стали массово пересматривать кадастровую стоимость земли. За счет этого снизили платежи по налогу в 5-6 раз.
Метзавод был в первых рядах земельных «оптимизаторов». Деньги городу, конечно, нужны, и команда в руководящих городских креслах сидит заводская, но если можно сократить затраты в 5-6 раз, то станут ли владельцы предприятия думать о серовчанах…
На 3-7% меньше от запланированного идут поступления за аренду земли, муниципального имущества, за негативное воздействие на окружающую среду (метзавод получил разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах лимита, что уменьшило ему плату на 1,8 млн рублей).
Меньше дохода – снижаем и расход. Потрачено 40,3% от той суммы, что планировалось. Процент исполнения полугодового плана по основным направлениям – образование, ЖКХ, культура и т. д. – 67-89% .
Из трех десятков направлений, приведенных в таблице (см. ниже), только по одному есть 100-процентное выполнение полугодовых назначений. Остальные не выдерживают намеченный темп освоения.
Главной причиной притормаживания расходов финансисты называют нехватку денег – счета исполнителями работ и услуг распорядителям бюджетов выставлены, но не оплачены.
Расходование областных и муниципальных денег шло одинаково: на 40,3%.
Расходы по году заложены в 2,613 млрд рублей. За полгода планировали потратить примерно половину – 1,206 млрд, но израсходовали только 1,053 млрд рублей. То есть на 150 млн рублей не отремонтировали дорог, не оплатили нужных проектов, не вывезли мусора с несанкционированных свалок…
Но даже если бы и оплатили все выставленные к 1 июля платежки, все равно исполнение расходных назначений было бы лишь на 90%.
В финансовом пейзаже серовских будней все больше черных красок.
Исполнение по доходам – почти 47% , расход – 40%. Казалось бы хорошо: получили больше, чем потратили. Но смотрим на другие цифры.
По НДФЛ недособрали 44 млн. Налог на землю «минус» 53 млн. Сбор «единого вмененного» отстает на 10 млн. Лишь по линии госпошлин и штрафов перевыполнение, но всего на 3,5 млн рублей.
Отставание по году только по трем названным источникам уже 107 млн рублей. При том, что расходы из городского «кошелька» заложены на самое необходимое, на первоочередные нужды муниципалитета – резать бюджет придется по-живому.
Но прежде все же приглядеться к тому, какова дисциплина распорядителей бюджетными деньгами. Неоплаченных счетов около 35 млн. При этом на счетах бюджетных организаций, что выявили проверки контрольного органа, полеживают 49 млн рублей. «Не знают – куда потратить? Так стоит ли тогда планировать им расходы в таких количествах?» – звучало на комиссии.
Можно было бы выцыганить денег у области. Но там свой дефицит. В министерстве финансов объясняют, что деньги на дотации городам, и Серову в том числе, берут, залезая в кредиты.
Только что областной минфин предпринял очередную попытку скинуть Серовский городской округ со своей шеи и перевести из разряда дотационных в разряд кормящихся самостоятельно, за счет налогов.
Но городская казна в таком случае богаче не станет, подсчитали в администрации: НДФЛ в нынешней экономической ситуации расти не будет, а за счет него идет основная подпитка доходной части.
Итоги полугодия говорят: придется ужиматься. Умерять аппетиты. Сокращать расходы.
Депутатам на комиссии рассказали об изменениях, которые финансовое управление и распорядители средств предлагают внести в худеющий бюджет. Более предметно о них (пройдя по мероприятиям муниципальных программ) можно говорить после второго обсуждения вводных, которое депутаты наметили провести 21 августа.
Пока, навскидку, по первому подразделу первой строки в бюджетной росписи расходы без сокращений. Звучит раздел так: «функционирование высшего должностного лица муниципального образования». Расходы на год – 2 млн 430 тыс. рублей. Это зарплата главы Серовского городского округа, начисления на нее и оплата служебных командировок.
Исполнение бюджета в 1 полугодии
Разделы: р01 — общегос. вопросы, р03 — нац.безопас. и правоохранит. деятельность, р04 — нац. экономика, р05 — ЖКХ, р06 — охрана окруж. среды, р07 — образование, р08 — культура, кинематография, р10 — социал. политика, р11 — физкультура и спорт, р12 — СМИ, р13 — обслуживание гос. и муниц. долга.