«Каждой своей деталью город должен отражать, что его жители священны, что приоритет в этом городе — люди, а не автомобили»- так считает, экс-мэр колумбийской столицы Боготы Энрике Пеньялоса. Всего за три года Энрике смог создать в Боготе совершенно новую городскую среду, построив на месте автодорог пешеходные зоны и велосипедные дорожки. «Это была война… Но когда завершился мой срок, у меня был самый высокий рейтинг за всю историю Боготы».
Он называет принципы хорошего города:
- Нам нужно не чувствовать себя малозначительными
- Мы должны иметь возможность сходить за хлебом и молоком. Если кому-то нужно садиться в машину, чтобы купить хлеб и молоко, значит, город не работает.
- Нам нужен город, удобный для самых уязвимых жителей: для бедных, для пожилых, для детей
- Нам нужна связь с природой, с деревьями, с зеленью, с водой
- Нам нужно видеть людей! Так что нам нужна плотность
«Хороший город — это не тот, где бедные ездят на автомобилях, а где состоятельные передвигаются на общественном транспорте или велосипеде. В каждой детали города должно отражаться, что человеческие существа священные, они равные», — это слова Энрике Пеньялоса из выступления в Казани, на которое пришли и президент Татарстана и министры, и мэры городов РТ.
«Мы построили 24-километровую улицу Porvenir Promenade исключительно для пешеходов и велосипедистов. Такая дорожка недорого обходится и легко создается.
Сначала пешеходы, затем велосипедисты и в последнюю очередь — машины», — говорит Энрике.
Это и вправду удивительное чувство, когда гуляешь по просторным зеленым пешеходным кварталам и улицам. Город для тебя!
Пешеходные пространства в Париже – это набережная Сены, узкие улочки Латинского квартала, Люксембургский сад, парк Тюильри, парковая зона у Лувра, многочисленные парижские мосты, холм Монмартра и многое другое (а сколько еще не видели…). Гуляя по таким местам, так приятно рассматривать парижские достопримечательности. В исторической части Парижа повсюду французская речь — и слева, и справа, пешеходы здесь – главные. Они пересекают дороги на любой сигнал светофора, останавливая ненадолго свое движение, когда загорается красный, а сверкающие чистотой автобусы доставят пешехода в нужную точку города, если идти не хочется.
Вечером на Марсовом поле собираются и парижане, и туристы, ожидая момента, когда Эйфелева башня начинает зажигать свои огни, многие сидят прямо на газонах.
Пешеходные пространства — пространства притяжения, которые так не хочется покидать — расположены под окнами официальных зданий, зачем? А вдруг люди недовольны правительством, начнут высказываться, устроят митинг, а там и беспорядки…
Выходит, что этих людей хотят услышать. Демократичность европейского общества – величайшая ценность.
Мы равные среди равных – ощущаешь это каждую минуту. И какую-то причастность к городу, в котором раньше никогда не был. Ведь не случайно многие, побывав в Амстердаме или Париже, хотят в них снова вернуться.
Но вернемся в родной город. Где же они, пешеходные пространства в нашем городе?
Мы униженно быстро-быстро перебегаем перекрестки, время для пешеходов установлено минимальное.
Нас теснят на тротуарах. «Идти по тротуару шириной два метра — всё равно что находиться в помещении с аналогичной высотой потолков», — так считает Энрике Пеньялоса. Ширина большинства наших тротуаров не больше метра, Энрике!
«Припаркованная на тротуаре машина указывает на недостаток уважения к пешеходам и пространству человека», – считает Энрике. Это он еще дворы наши не видел, из которых автомобилисты изгоняют людей, а городское руководство как бы и не замечает. Пешеходные улицы в Серове и дворы для людей — из области фантастики?
Ну да, это наш город, наша улица, наш дом, наш подъезд. Мы это знаем, но не чувствуем.
Пешеходные зоны в Париже, Амстердаме и Копенгагене – не отдельные фрагменты. Они образуют целостные связанные системы пешеходных и велосипедных маршрутов городов (Про велосипедные маршруты см. «Велосипедный рай» http://serovglobus.ru/velosipednyj-raj/ ). И красивым фотографиям нет числа.
Я, конечно, об этом, но еще и о демократичности.
В несколько дней не понять незнакомую страну, и картинка, очень может быть, обманчива. Но ты нужен этому городу, ты можешь шагать беспрепятственно и комфортно, не задерживаясь на перекрестках, не отравляя выхлопами машин свои легкие.
Чувство, что ты нужен своему городу, что в своем городе можно не только находиться и работать, но и жить, и рождает ответственность человека за свой дом, улицу и город.