Оптимизация системы образования привела к ухудшению результатов деятельности образовательных организаций, снижению качества образования и доступности образовательных услуг.
Такие неутешительные выводы были сделаны на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации. Коллегия рассмотрела отчет по проверкам соглашений Минобрнауки и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей оптимизации сети образовательных организаций.
Плановые выездные проверки были проведены в Ярославской, Вологодской, Астраханская, Ростовской, Самарской, Пензенской, Челябинской областях, Республике Башкортостан и Забайкальском крае.
Проверки показали, что проведенные в ходе оптимизации в 2013/20014 году мероприятия включали в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников.
По словам выступившего на Коллегии с докладом аудитора Счетной палаты Александра Филипенко, оптимизация проходила без оценки потребностей населения, анализа сети и учета планируемых к открытию учреждений.
Так, в 2014 г. были реорганизованы или ликвидированы 1 105 школ. Всего к 2018 году оптимизируют 2 613 учреждений общего образования. В то же время, согласно демографическому прогнозу Росстата, по сравнению с 2012/13 годом, количество учебных мест к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. больше.
При этом расходы на содержание учреждений не только не уменьшились, а существенно возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%.
По словам докладчика, это произошло из-за того, что основной формой реорганизации стало присоединение в виде филиалов или структурных подразделений «без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта».
Образовательные услуги остались по-прежнему низкодоступными для сельских жителей: 9,5 тыс. населенных пунктов не имеют детских садов. Так, в Вологодской области не имеют детских садов 17 процентов населенных пунктов, в Астраханской – 89. «Несмотря на их относительно близкое расстояние до ближайшего детсада, четверть всех не охвачено общественным транспортом», – заявил докладчик. Всего в 2014 году было оптимизировано 1 106 детских садов, а к 2018 году их станет меньше еще на 5,6 процентов.
Как следует из доклада Филипенко, оптимизация не достигла также еще одной цели – повышения заработной сотрудников. Хотя в целом по итогам 2014 г. она выросла в абсолютных значениях: педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 2,2 тыс. рублей, педагогических работников общего образования – на 2,5 тыс. рублей, преподавателей высшего профессионального образования – на 6,8 тыс. рублей.
В регионах сократилась численность отдельных категорий педагогических работников: в среднем, за год их количество уменьшилось на 18,8 тыс. человек. При этом трудоустроены в системе образования были только немногим более половины от числа сокращенных (52,8 процентов).
По словам докладчика, регионы нуждаются в педагогах, об этом говорит практика совместительства: в Вологодской области более 18 процентов школьных учителей — совместители, а в Смоленской – каждый третий. Таким образом, как отметил аудитор, рост зарплаты педагогов сопровождается дополнительной нагрузкой.
Не оправдались и надежды на прирост финансового обеспечения от оптимизации. В прошлом году финансового результата не получили 10 регионов страны. В течение ближайших трех лет не планируют его получить Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия.
По материалам сайта pedsovet.org