Следственные органы Уральского следственного управления на транспорте готовы передать громкое дело о крушении самолета Ан-2 в суд.
– Проведенным в настоящее время комплексом всех необходимых процессуальных действий, экспертиз, в том числе, авиационной, установлено, что непосредственной причиной катастрофы стал так называемый «человеческий фактор», то есть действия пилота воздушного судна Хатипа Кашапова, – говорит Михаил Халявин, заместитель руководителя Нижнетагильского следственного отдела Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России.
Ранее специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что причиной аварии стал человеческий фактор, а именно – ошибка пилота Хатипа Кашапова: «Причиной катастрофы самолета явилось выполнение полета командиром ВС, на высоте, значительно ниже безопасной». Ан-2 столкнулся с деревом и упал на землю. От удара он разрушился и загорелся.
Пилот допустил опасное снижение, «находясь, вероятно, (по объяснению авиатехника) в состоянии алкогольного опьянения», – читаем в отчете экспертов МАК. «Поэтому, наиболее вероятно, осмотрительность и контроль за высотой полета у КВС были заторможены», – говорится в документе.
– Родственники Хатипа Кашапова с этим заключением не согласны, – отмечает Михаил Халявин. – Они считают, что он не виновен.
Родственники пилота выступили против прекращения уголовного дела в связи с гибелью Хатипа Кашапова, попросив передать дело на рассмотрение в Конституционный суд РФ.
Об этом на вчерашней пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Урал» сообщил генерал-майор юстиции Дмитрий Путинцев, руководитель Уральского следственного управления на транспорте. Официально пресс-конференция была посвящена третьей годовщине образования Следственного комитета РФ, доклад о расследовании резонансных уголовных дел в 2013 году стал на ней основным.
«Согласно заключению экспертов, установить точные причины гибели пассажиров Ан-2 не представилось возможным из-за того, что останки людей обуглились, либо полностью скелетированы, – сказал он. – Крушение самолета произошло из-за ошибки пилота, который, по предварительным данным, находился в состоянии алкогольного опьянения. Он летел на недопустимо низкой высоте, самолет зацепился за дерево и рухнул вниз».
Экспертиза найденных останков не смогла дать ответ – был ли пилот или кто-то из пассажиров нетрезвым: с момента катастрофы прошло слишком много времени.
– Дело готовится к передаче в Серовский районный суд для рассмотрения по существу. Вероятно, в суд дело будет передано в феврале, – говорит Михаил Халявин. – Обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 263 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта», будет предъявлено Хатипу Кашапову.
Серовский районный суд, рассмотрев материалы дела, либо оправдает Кашапова либо, по сути признав того виновным, вынесет постановление о прекращении дела в связи со смертью обвиняемого.
Эксперты, опрошенные «Глобусом», предполагают, что сторона Кашаповых, не соглашаясь с прекращением дела на данном этапе, пытается получить доступ к материалам уголовного дела.
– Прикладной смысл здесь может быть такой. Если дело прекратят сейчас, то сторона получит копию Постановления о прекращении дела. Если дело дойдет до суда, то сторона получит возможность ознакомиться со всеми материалами дела, – говорит собеседник «Глобуса», имеющий отношение к правоохранительным структурам. – При этом отозвать ходатайство сторона может на этапе следствия.
Тем временем
Продолжается следствие по факту «жесткой посадки» самолета Ан-2 под Зеленоборском Ханты-Мансийского автономного округа. Дело, напомним, было возбуждено по ч. 1 ст. 263-й Уголовного кодекса России «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена», предусматривающей в качестве максимального наказания до двух лет лишения свободы.
– По прежнему ожидаем окончательного заключения Межгосударственного авиационного комитета и результатов экспертизы топлива. Судмедэкспертиза установила, что в ходе «жесткой посадки» самолета травмы, которые расцениваются как тяжкий вред здоровью, получил сам командир воздушного судна Новицкий и техник, – говорит Михаил Халявин.
Напомним, самолет Ан-2, принадлежащий курганской авиакомпании «Таксавиа», совершил жесткую посадку примерно в 38 километрах от ханты-мансийского поселка Зеленоборск 18 сентября 2013 года.